вторник, 18 июня 2013 г.

Уроки добра

«При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание…» - писал святой                                      праведный Иоанн  Крондштадский.                 

     С сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации был введен обязательный для изучения в четвертом классе комплексный учебный курс: «Основы религиозных культур и светской этики». Родители четвероклассников получили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». Я считаю это важным шагом в воспитании подрастающего поколения.

Наша страна долгие десятилетия находилась в духовном вакууме. Вследствие чего в нашем современном обществе утрачены истинные нравственные ценности. При помощи средств  массовой информации, бульварной литературы, доступной каждому, истинные идеалы заменены на ложные. С экранов телевизоров внушается, что сильный тот, у кого в руках автомат, свободный тот, у кого деньги и власть. Без стыда в программах новостей муссируются во всеуслышание недетские темы. А ведь у экранов дети! Ребёнка можно сравнить с молодым побегом. Куда наклонишь его, туда и будет расти. А ещё человека можно сравнить с сосудом. Что в него будут вкладывать с самых ранних лет, то и будет в нём преумножаться в дальнейшей жизни. Каким  же станет  молодое деревце через несколько лет, чем же будет наполнен этот прекрасный сосуд, если наши дети видят и слышат одни беззакония? Слово «любовь» вызывает у современных школьников неоднозначные смешки. Получается, что в нашем обществе уже нет места самому светлому, главному чувству – Любви! Люди чаще стали испытывать друг к другу чувства противоположные – недоверие, соперничество, зависть, осуждение, не говоря уже о ненависти, злости, гневе. По современным понятиям всё в мире человека должно идти к человеку, т.е. к самому себе. «Бери от жизни всё!» - вот лозунг нашего общества. «Надо успеть пожить для себя», - думает большинство. Насмотревшись безнравственных телепередач, наигравшись в компьютерные игры, наши дети становятся бездушными эгоистами. Если так будет продолжаться и дальше, то наше общество может превратиться из богоподобного в звероподобное. И именно поэтому выбор предмета "Основы православной культуры" – очевиден и желателен. Задача учителей этого курса состоит в том, чтобы открыть им новый духовный мир, в котором главными ценностями являются любовь, ответственность, послушание, честность, трудолюбие, бескорыстие, самопожертвование, взаимовыручка. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени – наркомании, алкоголизма, и других соблазнов. Отец Иоанн Кронштадский обращает свой призыв к нам: "Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви - матери своей - и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время".
     Закончился первый год жизни нового предмета. Один год – это конечно мало. Но всё-таки мне хочется сегодня подвести небольшой итог своей работы. Как же повлиял новый предмет на моих учеников? Ещё два года назад курс православной культуры я включила во внеурочную деятельность в виде кружковой работы в своём первом классе. Увидела, что детям нравится, что они с большим интересом впитывают новые знания. И когда мне предложили взять часы ОПК, я с радостью согласилась. Да, не все родители с восторгом отправляли своих детей на этот урок. Даже некоторые мои коллеги не разделяли мою радость введения ОПК. «Зачем надо рассказывать детям о православной культуре? Почему именно православие, а как же представители других конфессий?» - спрашивали одни.  Другие утверждали: «Это дело личное, и не надо в школе рассказывать детям о религии…». Трудно было начинать работать при таком отношении к предмету. Чувствовала огромную ответственность перед детьми, родителями, коллегами. 
             Программа по курсу «Основы православной культуры» имеет своей целью духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия. Главной задачей  курса является приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям. Разные и очень важные темы рассматривались на уроках. Приведу только некоторые из них. Из темы урока «Заповеди» ребята узнали, что наши православные предки жили и воспитывали своих детей по заповедям Божьим. Из них первые четыре говорят о любви к Богу, следующие шесть – о любви к ближнему. Пятая гласит о любви к родителям: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Изучая каноны православной семьи, ребята узнали, что в  православной России почти не было разводов, жили большими дружными семьями, а дети почитали своих родителей. Рассуждая с ребятами на тему «Христианин в труде» мы смогли найти ответ на вечный вопрос, как родителей, так и детей, «зачем учиться?» Оказывается, наши прадедушки и прабабушки учились «во славу Божью, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу». В таком подходе к учёбе и кроется секрет добросовестности наших предков, которые всё делали на совесть. Наши русские умельцы были искусными мастерами. На уроках ОПК ребята с большим интересом узнали о роли православия в исторической судьбе России. Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма. Ребята узнали имена защитников Отечества: Александра Невского, Ильи Муромца, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Фёдора Ушакова, Георгия Жукова. Все эти полководцы были глубоко верующими людьми. Они в битве с врагом более уповали на Бога чем на себя. Зная свою историю, каждый гражданин смог бы повторить вслед за А.С.Пушкиным: «Клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел переменять Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой Бог нам её дал».  
     За этот учебный год я была свидетелем начала преображения многих своих учеников. Из шумных и конфликтных они превратились в умеющих думать людей, научились делать выводы из сложившихся ситуаций, они стали лучше понимать себя, одноклассников, родителей. И в своих сочинениях, которые ребята написали на своём последнем уроке ОПК, подтвердили мои наблюдения конкретными примерами: кому-то захотелось прочитать Библию, многие ребята стали бороться со сквернословием, больше помогать взрослым, одноклассникам, стали прощать обиды. Примечательно, что многие четвероклассники в своих сочинениях отметили самый первый урок «Россия – наша Родина», на котором они познакомились с многовековой дружбой народов России. А встреча с батюшкой у ребят произвела самые яркие впечатления.  Священник Алексий Скрынник провёл с учениками урок на тему «Икона».  Отец Алексий рассказал о том, что икона является неотъемлемой частью православной традиции, без которой трудно представить православный храм и богослужение. 
     Нет, я не утверждаю, что всего лишь за один учебный год, в котором было 34 урока, возможно коренным образом изменить детскую душу. Очень жаль, что нынешние выпускники четвёртых классов больше не будут изучать ОПК.  До слёз жаль, потому что наши дети хотят быть хорошими, только не знают - как! Поэтому взрослым надо понять необходимость воспитания своих детей в родной, неисчерпаемой духовными богатствами, культуре, в культуре наших отцов, дедов и прадедов. Дорогие родители, не упускайте возможность и не лишайте детей шанса стать счастливыми и духовно богатыми.
     А теперь предлагаю прочитать сочинения ребят, которые они написали на своём последнем уроке «Основы православной культуры».  Уверена, что работы не оставят читателя равнодушными. 

Сочинения

     «Сначала я не хотела ходить на ОПК. Я думала, что лучше ходить на светскую этику. Но с первого урока поняла, что лучше ходить на православие. Я узнала, что есть десять заповедей, что молитва должна идти из души и многое другое. Я намного изменилась. Я пыталась следовать заповедям. Я многое поняла: что нужно не врать, что нужно быть добрей. Мне очень нравятся уроки ОПК. На одном уроке я даже заплакала. Я раньше не понимала, зачем нужно ходить в церковь. Но благодаря Ирине Георгиевне я поняла многое. Мне понравился урок, когда к нам приходил священник. Я желаю всем будущим четвероклассникам, чтобы они поняли, как важно быть православным».
Макуха Лера. 4 «В» класс. 

     «Мне было очень интересно. Узнала, как православные держат пост, что мы живём в многонациональной стране и мы должны уважать каждого человека, не смотря на его национальность. Больше всего запомнился первый урок «Россия – наша Родина». Урок ОПК нужен, чтобы разобраться в себе. Желаю будущим четвероклассникам стараться, понимать и усваивать хорошо предмет».
Аганесова Маргарита. 4 «А» класс.

     «Мне нравится урок ОПК. Ирина Георгиевна на нас не ругается, я стал спокойней. Раньше я ругался с мамой и кричал на неё. Теперь я перестал кричать, я не вру, а шучу, стал чуть-чуть умней».
Тимошенко Дима. 4 «В» класс.

     «Первый урок ОПК был в среду. Я пришла в 135 кабинет и села за парту. Мама отговаривала меня и хотела, чтобы я пошла на светскую этику. Мне понравились все уроки ОПК. Я слушала с увлечением каждое слово, каждую фразу учителя...»
Дячук Станислава. 4 «Б» класс.

     «Когда я узнала о новом уроке, я думала будет урок как урок, но мне не очень хотелось, чтобы было много домашних заданий. Когда мне рассказали о Боге, мне очень понравилась эта тема. Больше всего мне понравился урок, на котором рассказывалось о Пасхе 1945 года. Когда я узнала про заповедь о почитании родителей своих, я начала исправляться. Я считаю, что уроки ОПК нужны, потому что, чем больше мы узнаём о православной культуре, тем больше мы будем исправляться».
Фёдорова Анна. 4 «Г» класс.

     «На первый урок ОПК я пришёл с ожиданием чего-нибудь особенного. На уроках я узнал, что есть заповеди, есть Бог. Мне понравился урок, где мы изучали заповеди. Я стал добрее. Мама говорит, что я стал больше ей помогать. Мне кажется, что одного года изучения ОПК мало. Это хороший урок нужен всем детям, потому что он делает человека добрым, хорошим, и он много узнаёт нового».
Миргородский Влад. 4  «Г» класс.

     « Я пришёл на урок с удивлением, я его представлял по-другому. Но я многому научился, когда мне стали рассказывать о православии. Мне понравился урок о богатствах на небе, и как их надо зарабатывать. Раньше я говорил своим коллегам по классу: «Твои проблемы». А сейчас я стал тем, кто в беде помогать, и дети меня поблагодарили, и я стал заместителем командира класса. Мне бы хотелось, чтобы этот урок был до одиннадцатого класса. Будущие четвероклассники, слушайте учителя и делайте добро! Я всегда ходил на урок с удовольствием.»
Белентьев Егор. 4 «Г» класс.

     «Выбирала урок не я, а мама. Мне было очень интересно, что это за урок, что я узнаю нового, и какой будет моя учительница.
     Я взяла пенал, дневник и пошла на урок. Ирина Георгиевна была очень хорошая. 
     На уроке я узнала, кто такой Христос, что такое Страшный суд. Было так интересно, что я приходила домой и рассказывала маме то, что я узнала.
     Благодаря этому уроку я не так часто стала говорить плохие слова и делать дурные поступки.
     Мне очень хочется, чтобы этот урок был с первого по одиннадцатый класс. Потому что благодаря этому уроку дети учатся хорошим поступкам».
Шаронова Ксения. 4 «Г» класс.

     «Я немного стеснялся перед своими одноклассниками, но после занятий я стал чувствовать себя более открыто… Сейчас я могу сказать своему другу: «Да, я православный человек». Школьник – это очень сложный ребёнок! Чем больше он учится без православной культуры, тем сложнее ему будет её принять. Ученик начинает узнавать бранные слова, смотрит разные фильмы и программы с развратом! Поэтому ему будет очень сложно отказаться от этих искушений! Я хочу, чтобы эти уроки стали вести с первого класса! Четвероклассники! Вы вступили на правильный путь, вы очень многое узнаете, и надеюсь, что вы поймёте смысл этого урока!»
Гончарено Илья. 4 «А» класс.  
     
     Учитель начальных классов 
и основ православной культуры 
МБОУ СОШ №83
 Васина Ирина Георгиевна

Комментариев нет:

Отправить комментарий